
– Вопрос экспансии азиатских ритейлеров только подстегивает интерес к развитию компании. Как человек от ИТ вижу это каждый день изнутри. Уверен, что это положительный момент. Стать хорошим игроком на рынке можно только с сильным соперником.
– В чем заключается стратегия развития информационной безопасности вашей компании?
– Как ни странно, в повышении уровня осведомленности в области ИБ сотрудников и клиентов, в частности это касается и посещения специализированных мероприятий по информационной безопасности. В наше время "больших изменений" просто нереально донести до всех сотрудников информацию о новых видах угроз и новых вызовах. Поэтому стратегия развития и поддержания ИБ-культуры компании "отпрыгивает" от базовых и систематических теоретических занятий – важно заложить основу и научить людей подключать свои знания во время ежедневной работы.
До людей обязательно требуется донести: ИБ – это не то, что происходит где-то на другой планете, это наша реальность. И это нужно делать на конкретных примерах – выбивать клин клином, говоря языком "торговли страхом".
К примеру, обращаем внимание сотрудников на то, что письмо от недовольного клиента с угрозами не всегда таковым является. Классика жанра: отправитель любыми способами пытается заставить читателя открыть прикрепленные к письму файлы. Историю с подобием шифровальщика проходили, и ключевым моментом для сотрудников является то, что это было в наших стенах, хоть и давно.
– Часто можно слышать, что e-commerce с точки зрения высоких технологий не считается самым продвинутым сектором, за исключением разве что Amazon. Какими наработками вы пользуетесь?
– Как ни странно, но у большинства моих знакомых не из ИТ сложилась именно такая картина: e-com – это просто магазин и в нем нет "космических" технологий.
Не согласен с подобной точкой зрения, если речь идет о крупном онлайн-ритейлере. Ведь своевременное применение в бизнесе новшеств – это, скорее всего, либо дополнительная прибыль, либо уменьшение расходов. Это, в частности, касается и подхода к разработке, если говорить о применении Agile-практик.
Мне сложно представить современный интернет-магазин без обработки большого объема данных и применения искусственного интеллекта, формирующего товарные предложения для клиентов. В стенах нашей компании используется и то, и то, реализованное силами наших специалистов.
Находясь под прицелом недовольных конкурентов и вымогателей, большой онлайн-ритейлер, в частности наша компания, так или иначе подвергается DDoS-атакам. Именно современные технологии анти-DDoS помогают обеспечить стабильную работу ресурса.
Вернемся к вопросу возврата одежды. Клиенты, не понимая, какой размер им подойдет, заказывают несколько. Что не подошло – возвращают. Как обеспечить клиентов возможностью точно подобрать, например, размер обуви? Ведь один и тот же размер отличается среди производителей. Снова приходят на помощь технологии.
В настоящее время мы запустили проект, посредством которого информационная система формирует 3D- модель ступней клиента и помогает выбрать обувь с высокой точностью.
Что касается контроля "тягачей" в нашей логистике, отмечу использование GPS/GLONASS и датчиков топлива – на сегодняшний день это не "космическая", но все же действенная технология.
Полную версию интервью читайте в электронной версии журнала Information Security №3-2018.